Первая киевская
школа капоэйры
logo
История Мандуки с пляжа
10.11.2009

К сожалению, из биографии знаменитых капоэйристов XIX-го столетия известно мало. Если только они не принадлежали к элитам. Случай Мандуки да Прайа (Manduca da Praia – порт. Мандука с пляжа) показывает, как капоэйристы вмешивались в местную экономику и политику. Вторую часть своего прозвища («с пляжа») он получил благодаря своей профессии. Мандука владел рыбной лавкой на базарной площади рядом с Прайа до Пейше (Praia do Peixe – порт. Рыбный пляж), что обеспечивало ему комфортную жизнь представителя среднего класса.  «Ловкий как тень», он начал практиковать капоэйру в 1850-х. Мело Мораес (Mello Moraes), который знал его лично, описал Мандуку в его поздние годы как «светлокожий мулат, большой, …, в качестве оружия носившего с собой лишь хорошую трость из индийского дерева».

rasteira

Подметающий удар «Раштейра» до сих пор используется в современной капоэйре. Revista Kosmos, No 3. (март 1906). Предоставлена Национальной Библиотекой, Рио де Жанейро.

По некоторым источникам, он был главой банды Санта Луция (Santa Luzia). И в этом качестве часто сталкивался с кадетами из Военной Академии в 1861, среди которых был будущий президент республики Флориано Пейшото (Floriano Peixoto), а так же другие политики, такие как Рио Бранко (Rio Branco, министр иностранных дел 1900-1910).  По одному из мнений, которое в значительной степени подчеркивает героизм президента, Флориано пришел на помощь приятелям курсантам, которым бандиты не давали пройти через площадь Кариока. Флориано говорил, что в поединке с Мандукой он побил лидера банды, применив против него подметающий удар или раштейру (rasteira, см. рисунок). Впоследствии группа кадетов разгромила бандитов, применив боевые техники капоэйры. Мело Мораес участвовал в других потасовках, где боевые умения Мандуки показаны в лучшем свете. По его словам, на ежегодных праздниках Мандука побил группу пилигримов из Португалии, вооруженных палками.  В другой знаменитой дуэли, он противостоял португальцу Сентана, «уважаемому господину» и известному бойцу на палках, который вызвал его. Мандука быстро сбил Сантану одним из своих ударов. После поединка они вместе пили шампанское и впоследствии стали друзьями.

Мандука был «активным» жителем округа Сао Жозе (Sao Jose), от которого прошел во второй тур парламентских выборов.  Он также на протяжении многих лет работал агитатором за Консерваторов и участвовал в манипуляциях с выборами в пользу этой партии.  Что, по сути, точнее всего отличало Наго от Гаямо (потомки африканских народностей, завезенные в Бразилию), так это их связи с одной из двух основных политических партий Империи: Консерваторами и Либералами. Наго имели сильные личные связи с ключевыми политиками из Консерваторов, в то время как Гаямо в основном поддерживали Либералов. Как показала история Мандуки да Прайа, капоэйристы действовали и как агитаторы и как капангас (capangas). Капангас строили из себя крутых парней во время выборов, запугивая избирателей, чтобы те голосовали за нужную партию.

Переведено из книги «Капоэйра: история Афро-Бразильского боевого искусства», Matthias Röhrig Assunção.