Музыка и песни в Капоэйре
Музыка и песни являются неотъемлемой частью культуры капоэйры — игра на музыкальных инструментах (беримбау, атабаке, пандейро) и песни сопровождают роду капоэйры, задают скорость, характер и настроение игры в кругу (иногда даже подсказывают игрокам, как нужно играть, иногда провоцируют их на определенные действия и т. п.). Традиционно песни во время роды исполняются в определенной последовательности. Особенно это характерно для традиционных стилей капоэйры (Ангола). В современных направлениях эта традиция соблюдается далеко не всегда.
В начале роды, когда игроки сидят возле беримбау, ведущий исполняет ладаинью (ladainha) — сольную песню. Как правило, ладаинья рассказывает какую-то историю из жизни мастеров (например, Eu nasci lá na Bahia…) или капоэйры вообще. Во время исполнение этой песни, никто из участников роды не поет, не хлопает в ладоши и не играет в кругу!
Далее, ведущий воздает хвалу и благодарность своим мастерам, капоэйре, присутствующим на роде почетным гостям. Эта часть песни-диалога, состоящей из «вопросов» солиста и «ответов» хора называется лоувасао (восхваление, порт. louvação) или шула (chula). Участники роды повторяют каждую пропетую строчку, добавляя в конце «камара» (сокр. от порт. camarada — товарищ, друг). Например:
Eh, viva meu Deus
Eh, viva meu Deus, camará
Eh, viva meu mestre
Eh, viva meu mestre, camará
Как правило, лоувасао (шула) завершается словами «Eh, vamos embora» или «Eh, volta do mundo», после чего игроки входят в круг. В числе традиционных песен, исполняемых в роде капоэйры — корридос (или корридуш, порт. corridos) и квадрас (quadras ).
Корридос — простая песня-диалог, где солист и хор обмениваются короткими репликами. Этот тип песен пришел в капоэйру из баянской культуры самба ди рода. Песни баянской самбы предполагаю короткие и неизменно повторяющиеся ответы хора. Как правило, строчка в начале песни и является припевом.
Ai, ai, aidê
oiá Joga bonito que eu quero ver
Ai, ai, aidê
oiá Joga bonito que eu quero aprender
Ai, ai, aidê
oiá nossa senhora quem vai me protejer
Другой тип песен капоэйры — квадрас — был изобретен мастером Бимбой. Не которых школах капоэйры этот тип песен используется вместо ладаиньи, но в отличие от последней не имеет единой мелодии. в большинстве же случаев квадрас — песни, где в ответ на четыре строфы песни солиста следует одна строфа ответа хора. Например,
O meu mano, o que foi que tu viu lá
Eu vi capoeira matando
Também vi maculêlê, Capoeira!
É jogo praticado na terra de são salvador
Capoeira!